* * * Будет дождик по-свойски калякать, южнорусский, певучий, родной... Я прошу тебя нынче не плакать — у тоски нынче день выходной.
Мы пройдем через легкие парка тише света и ниже травы, где и прочие ходят попарно и собаки степенны, как львы.
Мы раздвинем руками колючки, декораций простор кружевной и услышим скрипенье уключин, танец лодок над юной водой.
Вот они проплывают согласно, над субстанцией водной парят. И движения весел прекрасны, и они не скрипят — говорят:
всё о том, что весенние чары сердце дымкой окутают всласть, что синички, настроив гитары, тщетно чают в тональность попасть,
что высокое это броженье ненадолго природой дано, и в воде наших лиц отраженья вдруг сливаются странно в одно.
И на узкой полосочке суши, где кружат лепестки-мотыльки, словно бабочки, трепетны души и ладони бессмертно близки.
16 апреля 2000
* * * Ветер, холоден как стилет, гонит мимо летучий хлам. Облетающих рощ скелет пронизали глаза реклам.
Мир у Господа на краю — в зябких бусинах ртутных рос, здесь, где тычется в кисть мою листопада холодный нос.
Жёлтый братец мой, не скули, пожалей тех, кто глух и слеп! На холодной щеке земли мы оставим лишь слабый след.
Словом, строчкой ли, коготком, но зацепимся на краю мы, что прожили не ползком несказанную жизнь свою.
31 октября 2001
* * * Вечер прокурен отеческой примой, но обитаем вполне. Можно ли быть хоть немного счастливым в этой безумной стране?
В хлопотах мелких, в заботах о хлебе тащишь судьбу, словно воз… Помните, как мы мечтали о небе, счастливы были до слез?
Помните: вечер и женщина рядом, музыки томная речь? Сердцебиенье от слова, от взгляда, от обнаженности плеч!..
Где это нынче? В какие архивы прошлое память внесла? Сердце не помнит былого мотива счастья, надежды, тепла.
Женщина пела, крылатые звуки канули в поле и в лес… Падают с неба в озябшие руки белые ноты небес.
13 февраля 2002
* * * В жёлтом космосе листьев сознанье качается зыбко. Фонограмма тоски совпадает с тональностью слез. Время плакать и петь. Время слушать древесные скрипки отощавших садов и последних дымящихся роз.
Пригуби этот свет горьковатый, тягучий, медовый, алхимический сплав уходящего с нынешним днем. Схоронясь под железной ладонью родимого крова, свое сердце согрей чуть горчащим в гортани вином.
В государстве дождя, в деревянной поэме строенья есть иные миры, есть орбиты словесных планет, по которым извечно летят корабли вдохновенья, проливая окрест негасимый, незыблемый свет.
1 ноября 2002
* * * Ещё февраль бормочет слёзно, моля отсрочки платежей, еще молчат вороньи гнёзда напротив пятых этажей.
Но жизнь идет неумолимо, на привкус чуточку горька, и ночи тёмные чернила уже разбавлены слегка.
И дня скупого веретёнце жужжит, прогнозам вопреки, и больше, больше, больше солнца готовы впитывать зрачки.
И пусть акация нагая дрожит у входа в казино, но жизнь с надеждой сопрягая, вскипает воздух, как вино.
А над проспектами и выше — весны зелёные звонки!.. И бог весть что в блокноте пишешь, сбиваясь с прозы на стихи.
* * * Виноградные речи ведёт тамада, и бокалы, как розы, кроваво цветут. И сквозь горло тоннеля летят поезда, как железные слепки ушедших минут.
Но дымится шашлык, но кудрявится пар. Воздух густо наперчен и полон любви. И горящие перья далёких Стожар золотят пересохшие губы твои.
Элегический свет благосклонно лия, электрический ангел над нами парит. Два глагола, две искры в устах бытия, две надежды — над сонными зевами крыш.
И покуда сердца пламенят фонари, Над столом, будто бабочка, вспыхнет луна… О застолья поэт, тамада, говори! Пусть качаются души в ладонях вина!
Слишком мало случается в жизни минут, в коих сердце парит, в коих души горят. И глаза сокровенное вдруг выдают то, о чём даже шёпотом не говорят.
13 июля 2004
* * * В молельной октября светло и сухо. Деревьев образа глядят со стен. Небесному Царю внимает ухо, и сердце подымается с колен.
И каждый звук фонетики осенней подобен откровенью букваря, и каждый взор твой хрупок и рассеян — незрячий путник без поводыря.
Как певчие поют светло и строго! Псалом Господень — в ладана дыму. Тепло и сухо под ладонью Бога и сердце открывается Ему.
Высокий купол расправляет плечи. Душа небесна, искренна, легка... И слёзы льют, потрескивая, свечи, молитвы поднимая в облака.
1 ноября 2000
* * * Вот что нам дадено: боль да тоска, в области сердца неясное жженье, степь бесконечная да облака и первозданного слова броженье.
Как на батуте, подпрыгнет сверчок, звон, будто мелочь, рассыплет в пустоты… Неба прозрачного синий смычок и одуванчиков белые ноты.
Южная мова. Изогнутый стан речки, подъемлющей ношу земную… Что же ты плачешь, вверяя устам ноту трагичную, душу больную?..
1 августа 2001
* * * В сердцехранилище скорби и боли — тишь да покой. Не слыхать ни словечка в точке покоя по имени Поле, в точке движенья по имени Речка.
Кочет крылами взмахнёт на насесте, вытолкнет воздух гортанью упрямой в точке страданья по имени Сердце, в точке потери по имени Мама.
Ветер усталый летит с побережий, очи умершим цветам закрывая, в точке по имени Угол медвежий или иначе — Дыра мировая.
В свете заката — луны гобелены — как на картинах великих фламандцев, на перепутье души и Вселенной, где, если плата и будет взиматься,
то — в виде строчек пернатого груза, тех, что превыше карьеры и хлеба, в центре поддержки по имени Муза, в точке паденья по имени Небо.
26 декабря 2000, 12 января 2001
* * * Всё утúшилось и отошло, словно бабочка, вдаль отлетело. И небес ледяное стекло не согреет озябшего тела.
В облетевшем саду — пустота, горький шёпот в простуженном горле, и всё ближе сознанью черта, за которой — ни боли, ни скорби.
Только ветер, гулёна и враль, с подковыркою сыплет вопросы: — Что ты ищешь? Священный Грааль? Иль какой-то порядок в хаосе?
Что ответишь ему, наглецу, да и много ли толку в реченье, если капли бегут по лицу как небесное кровотеченье,
если тучи — седые волхвы — в даль пустую глядят близоруко, если тонкой удавкой разлуки перехвачено горло листвы,
если сам я возник, как фантом, за оградою капель тончайшей, если слышен в пространстве пустом крыльев шум, запредельно звучащий?..
29 августа 2001
* * * Дождь пройдёт, словно поезд, колесами влаги стуча. Терпко дышат деревья, и полночь стоит у плеча, словно женщина в чёрном — сивилла, дриада, вдова? — и, подобно цикадам, слетаются к лампе слова. И душа прорастает из тела подобно цветку, нереальность свою умножая на боль и тоску. Оглушительный шорох пера, пряный искус чернил. Слово больше, чем жест, если ты его в сердце хранил. Лёгким облаком птичьим, цикадовым жарко парю и кленовая ритмика речь формирует мою. В этот час исступлённый бумага трепещет, как плоть, и миры возникают, как будто творил их Господь.
14 мая 2002
* * * Ещё в сознании травы не наступило перелома. И в мертвой роще бурелома не слышен голос синевы.
Ещё неясен путь души: сквозь тернии или сквозь трели. И не касались акварели густых лучей карандаши.
Но жизнь, — как чистая страница, как свет кометы огневой. И плоть трепещет, словно птица, захлебываясь синевой.
И издалёка в мир убогий уже струится благодать. И до небес, как и до Бога, рукой подать.
30 июля 1995
* * * За окошком — ромашек метель, одуванчиков первых слова... Постели мне, весна, постель там, где в небо растёт трава.
Там, где рыжие муравьи вдаль торопятся чередой, напои меня, напои родниковой своей водой.
Ибо я хожу, как слепой, как убитый, валюсь в кровать, ибо жизнь — это вечный бой, только я не хочу воевать.
С тихой родиной наедине, где в росинках дремлет покой, нету ненависти во мне, нет и зависти никакой.
Жизнь черна, но порой бела. Так пиши её набело… Степь ромашками замела всё, что камнем в неё легло.
15 января 1998
* * * Листьев тихая грамматика. Звезд высоких падежи. Ночь глядит, как будто мачеха, на пустые этажи.
Ветерок проходит, крадучись, чичероне записным. В снах, печальных или радостных, люди видят мир иным.
И в лачуги непотребные, где проходит жизнь, хрипя, входит музыка волшебная нас подъемля до себя.
И в миру, в спираль заверченном, где сомкнулись твердь и высь, много ль надо человечеству, чтобы музыкой спастись?
23 марта 1998
* * * Майский сад едва прошелестел ветра ли, пыльцы густой порошей. Может, это ангел пролетел или человек прошел хороший?
И улыбки нежная волна мягко обволакивает травы. И возможно даже, что не правы кто глаголет: — Что за времена!
Ибо и в России-на-крови посреди жестокого разброда есть минуты света и любви, коими дарует нас природа,
ибо в час, когда кружит пыльца и листва росу в ладонь роняет, мать-природа светом осеняет самые жестокие сердца.
21 ноября 1996
* * * Молчат пустые синема — они давно мертвы. И кружит южная зима вкруг нашей головы.
Летит зима во все концы до северных краев и рассыпает бубенцы пушистых воробьев.
И Бог зимы летит в санях, и сыплет снег чуть свет... И всё в начале у меня, и мне двенадцать лет.
10 июня 1999
* * * Набросит полночь сеть на наши грады. Звезда развесит в небе рукава… Ты так молчишь, что даже слов не надо. Слова, увы, не больше чем слова.
Я захламлял себя металлоломом бездумно громыхающих словес. Но миг пришел: впадает сердце в кому и жаждет неги, нежности, небес.
И миг пришел: живу, как хмурый бука. И верных слов не нахожу, когда ты мне для поцелуев даришь руки, сама меня целуешь без стыда.
И я, мужчина сорока от роду годов, впадая в незнакомый раж, меняю драгоценную свободу на златокожий чувственный мираж.
И ты молчишь… И в тонком лунном свете от запахов кружится голова. И мы с тобой, как маленькие дети, изобретаем нежные слова.
14 февраля 2004
На даче
С толстой книгой забьюсь на диванчик с глазу на глаз с густой тишиной. Солнце, жёлтое, как одуванчик, будет ясно цвести надо мной.
Будет пахнуть разлукой весёлой нежных листьев зелёная стать. И из бронзы отлитые пчёлы будут в воздухе тонком витать.
Буду думать о жизни с ленцою. Чистый воздух глоточками пить. И дерев золотою пыльцою холостяцкую душу лечить.
* * * Надо мной встаёт, как добрый гений, нежный май, что людям Богом дан. В теплых травах наших настроений бродит день, как золотой фазан.
Белых тучек виснет коромысло над души сияющим холстом. О, как много музыки и смысла в бытия видении простом!
В розоватых облаках черешен — ритуальный брачный танец пчёл. И в ладошки сердца, тёпл и нежен, мокрым носом тычется глагол.
Я его незримо приручаю, шёрстку глажу, ласкою дразня. Я который век живу в печали. Ангел мой, не покидай меня!
Я лишь только миг побыл с тобою — жизнь сердца разводит, как мосты. Смертной не приемлю я любови, а бессмертной не приемлешь ты.
В воздухе хмельном танцуют звуки. Ветерок в малиннике затих… Господи, оставь мне эти муки! Господи, спаси меня от них!
8, 14 мая 2004
* * * Наши взоры в воздухе не тают, не стихают наши голоса, а с годами плотность обретают и впадают в реки и леса.
Ничего в безвестности не канет — боги эту жизнь не зря дают. Распахните сердце — даже камни нашими словами вопиют.
И когда бормочут что-то реки и леса роняют шепоток, — это не они, а человеки, что вкусили вечности глоток.
И когда стенает глухо ветер, не пугайтесь: даже в смертный час есть еще заступники на свете, что скорбят и молятся за вас.
* * * Не так уж много нужно одному: бутылочку винца да лист в блокноте, да лампы луч, направленный во тьму, да трепетанье нашей бренной плоти. И я брожу меж прозой и мечтой, в нагроможденье будничной цифири, смешон в надежде глупой и святой, что это нужно хоть кому-то в мире. И я гляжу на эти дерева, на эти листья, рдеющие пылко, и вопрошаю душу — мол, жива? И та в ответ: — Жива еще, курилка! Ну, вот и ладно!.. Значит, нужно пить бокалами тоску осенней дрожи... Ах, осень, мы с тобою так похожи! И чем спасёмся в мире?.. Может быть, не зря летят по свету так сурово слова, как листья, листья, как слова. И мы с тобою что-то пишем снова, и, стало быть, Поэзия жива.
октябрь 1995, 2 октября 1997
* * * Оса в паутинном качнется батуте. К ней спрут-паучок заскользит. И снова пронзает мне сердце до жути осенний скупой реквизит.
И дождь застучит молоточками капель, как будто бы в грудь кулачком. И неба сырой и обветренный штапель лизнут облака язычком.
И дым вознесется над крышею ржавой, Поникнут в саду дерева, И снова начнется над сирой державой осенний распад вещества.
И чашу забвенья пролившие, боги покинут границу сию. И я, распадаясь на строфы и слоги, слезами стихи оболью.
14 февраля 2001
* * * Остаётся только замереть, на мгновенье выйти из игры, уходя в туманности дерев, словно в параллельные миры.
Остаётся только уповать, что не насмерть ранит лезвиё и ронять в скрипучую кровать тело одинокое своё.
Остаётся только замолчать, зубы сжав от боли и тоски, ибо обреченности печать убивает лучшие стихи.
Остаётся только припадать к чаше золотистого вина и тебя тихонько забывать, и твердить, что больше не нужна.
Остаётся только пустота вместо сердца, бывшего в раю... Остаётся только снять с креста душу убиенную свою.
26 мая 1996
* * * Последний приют человека — кладбища уют неживой. Здесь дед мой почти что полвека — в союзе с землёй и травой.
Кусты раздвигаю руками. Тропинка травой заросла. На сердце (а сердце — не камень!) печаль мировая легла.
На лавочку сяду несмело в кладбищенской вечной тиши, налью ему рюмочку белой — в помин православной души.
Прими, чтобы душу согрела, достигшую горних высот... Твой внук уже в возрасте зрелом, а водочку, деда, не пьёт.
Не в счастье приходим, а в горе коснуться душою души... Так выпей, раб божий Григорий, как прежде до дна осуши.
Гармошку возьми и до срока красивую песнь заведи: — Раскинулось море широко!.. — на то оно море, поди!
А нам, обломавшим в полёте непрочные наши крыла, в борениях духа и плоти — хотя бы толику тепла.
В разладе с душою и телом, бредущему сквозь бурелом, куда мне со словом и делом, с проклятым моим ремеслом?
С покоем обыденным в ссоре, я жить не умею легко... — Раскинулось Чёрное море!.. — уж слишком оно велико!
Луна загорелась, как плошка. Полночная птица кричит... Молчит под землею гармошка, и водочка слишком горчит.
26 октября 1997
* * * Снег глотает пространство. И вновь возвращает, смеясь, в белый цвет облекая привычные будни народа. И рисуя следов воробьиных арабскую вязь, кулачками глаза протирая, зевает природа. Между сердцем и небом преграды почти никакой, две-четыре ступеньки из веры, надежды и снега... Я к нему прикоснусь. Я до неба дотронусь рукой, то ли ласточкой, то ли снежинкой взлетая на небо.
* * * Так тихо, что слышно как лист шелестит о воздух в процессе скольженья. Священное время! И кто нам простит неловкое наше вторженье.
Дано ли расслышать деревьев мольбу и трав неумолчных роптанье нам, ближе стоящим скорее к рабу, чем к этим свободным созданьям?
Их лица бесстрастны в преддверье конца, как лица идущих на битву. И листьев ладони коснутся лица, как будто бы звуки молитвы.
Услышь их, почувствуй! И сердцем пойми, что мы в этом мире — химера. Возможно, они были тоже людьми до нашей трагической эры.
25 марта 1998
Сирень
Только выйдешь в сирень — и повеет забытым, домашним, словно крыльями ангела в нам недоступном раю, черноземом души, увлажненным дыханием пашни, тонким лемехом сердца, вошедшим в свою колею.
Только выйдешь в сирень — и прохлада перстами овеет, в воротник забираясь, под мышкой слегка щекоча, и готический лик темноты в тишине соловеет и, чуть слышно зевая, задремлет почти у плеча.
Воздух чуть шелестит, как бумаги листок папиросной, мягко легкими дышит, о чем-то сверчками звенит и душа твоя – часть всей системы, живой, кровеносной, пониманьем единства и смысла тебя осенит.
Ты един с этой ночью и с домом, турлучным и старым, с этим садом, носящим цилиндр темноты набекрень, и мурлычет душа, и поет, и звенит, как гитара, если струн её тихо коснется живая сирень.
13 января 2000
* * * Шинами щебень укатан. Молча дорогой иду. Розовый лебедь заката плавает в синем пруду.
Южное пыльное лето дадено нам на двоих. Желтые ласточки света тают в ладонях твоих.
Кто тебя создал, такую, терпкую, словно вино? В клетку любви золотую сердце стремится само.
Красные капельки вишен прячутся в листьях тугих. Сколь мне дано еще слышать песен твоих, не других?..
Мягкие всполохи света. Сладок искус бытия. Много ли сердцу поэта нужно, родная моя?
Весь он блаженством охвачен, словно апостол в раю... Сердце воробышком скачет прямо в ладошку твою.
* * * Шорох бабочки. Звонкое пенье осы. Белки рыжей комета, мелькнувшая в дыме платана. Безмятежная вечность спрессована в эти часы. Бесконечная нежность доверена сердцу, как тайна.
Губы вишен приникнут, целуя плечо и щеку, наполняя тебя непонятным иному волненьем… Неужели все это доверено мне, дураку, этот мир, под завязку наполненный солнцем и пеньем?
Я в траву упаду, чабрецовой подушки коснусь. Будет гладить ладонь теплокровную кожу черешни… В каждом вздохе и звуке мне искренне слышится: «Русь», вновь открытая сердцу во взоре, движенье и жесте.
6 декабря 2003
|