Выбирать между небом и землёй, всё равно что – между мечтой и правдой; правда не отрицает мечты, просто оставляет ей при себе меньше места, ровно столько, чтобы не слыть беспросветным романтиком, но, в то же время, и не откровенным и циничным правдорубом.
Открытость, честность, русскость и твёрдость – и это всё сполна присутствует, всё разговаривает, всё – точно вопреки манерной философии, салонной вычурности; «Приближая к земле» – такое ощущение или даже некое закадровое название для страницы этого автора всякий раз проявляется в моём восприятии и воображении. Земное, надёжное, вечное, то, что было и будет всегда, то, что зовётся корнями, тягой к ним. Правдой зовётся, простой и грустной, как закат, простой и высокой, как рассвет, правдой, рождающей доверие, вызывающей ностальгию.
Знакомьтесь, у меня в гостях автор «поэзии.ру»
Виктор Брюховецкий
Догнивает ковчег...
Догнивает ковчег, а ведь скоро потоп, Нужен плотник рукастый – подладить, подштопать. Подошёл человек, в киле дырку проскрёб: – Стройте новый, а этот оставьте – утопит...
Сход собрался, на сходе собрали деньгу, По талону в лесхозе сто елей срубили, А когда вывозили – штук тридцать пропили: – Тут и семьдесят хватит, – решили в кругу.
А потом пилорама, горбыль, то да сё, И пол-литры, и стружки, и горы опилок – В общем, всё, что всегда в суете лесопилок. А когда разгляделись, то поняли – всё!..
И опять мужики собирались окрест, И сказал самый дошлый разумное слово: – Не печальсь, мужики, забабахаем крест, Крест, он все-таки – крест, может, выживем снова...
Опять кочевая судьба...
Айда, голубарь, пошевеливай, трогай... Б.Корнилов
Опять кочевая судьба на колёсах – Цигарка да холод вожжей, Стога вдоль дороги, лысухи на плесах И жёлтая зыбь камышей.
Которую осень живу на телеге – Всё еду куда-то туда. С рожденья в погоне, с рожденья в побеге – Ни компаса и ни следа.
Манит и манит ястребиная воля, Зовёт к горизонту стерня. Овца одинокой копной на приколе Молчит и глядит на меня.
О чём ты, созданье! Ещё приторочен Сентябрь к луговине сырой, Брусок не намочен и нож не наточен, И снег за Белухой-горой!
Гуляй, кучерявая! Солнце высоко. Плывёт паутина, плывёт. Дыши полынями, речною осокой, И гибель тебя обойдёт.
Не верю, что все мы игрушки в конверте, Где каждому номер нашит, Что строчкой косою посланье о смерти За нами спешит и спешит.
Какие тёплые глаза...
Какие тёплые глаза... Какие горестные руки... Смотрел задумчивый вокзал На скромный ритуал разлуки. Она и он. Банально? Да. И неуютно, как в ненастье. Но вот поделена беда На две, примерно, равных части.
...Она вошла в вагон. Присела. Какое крохотное тело. Затем она сняла кольцо, В ладони спрятала лицо, И всё. Ни вздоха и ни стона, Ни капли лжи, ни капли зла... И долго жители вагона Смотрели, как она везла Свою беду, свою вину В ладонях через всю страну.
И широкие скулы...
... И широкие скулы неровной гряды, И кочующий беркут, и перепел в поле, И ярлык золотой из далёкой Орды – Это всё моя родина. В крапинах соли Ночь привязана прочно к Полярной звезде: Тяжко дышит, стекая тяжелой росою, И зари полушалок полощет в воде, Раскрывая ворота идущему зною. И восходит восток!..
Ничего не забыл. Мне хранить это всё до последнего часа. Я всю юность мою красотой облучался – Чернозёмы пахал и стропила рубил, И за злаком ходил, набирающим колос. Но весёлую ноту превыше любя, Я стрелял, отгоняя печаль от себя, В журавлей за глубокий рыдающий голос. Может, это как раз и даёт столько боли! А иначе, зачем каждой ночью в строке Вызревает роса с лёгким привкусом соли И, с ресниц опадая, плывёт по щеке.
Портрет
Я смотрю на портрет. На портрете мой дед. Замечательный дед. Молодой, тридцать лет.
Он сидит на бревне с кобурой на ремне. Прислонился к сосне. Улыбается мне.
Молодой-молодой! В кольца чуб завитой! Ни морщинки на лбу. Разгадаю судьбу...
В трех верстах от села банда Харченко шла. Банда сабли несла, раскалив добела.
Банда шла на конях в чужеземных ремнях. В золотых галунах. Коршуньём — в стременах!
Дед заметил беду, чуб откинул со лба – Крепко верил в звезду, да, видать, не судьба:
Он за веру свою был разрублен в бою До ремня от плеча. Вот как сталь горяча!
Банда лихо прошла: от села – полсела, За погостом – погост, на три тысячи вёрст.
...Председатель-чужак на коне прискакал. Он про банду не знал и про деда не знал.
Он в конторе сидел, над бумагами сох. Он погост приказал распахать под горох.
Уродился горох в человеческий рост! Председатель косился на дальний погост,
Норовил запахать. Мол, родят хорошо. Да на Пасху его прокололи ножом.
Схоронили в селе, на скрещенье дорог. Председателю памятник, деду – горох...
Бабка ходит в поля. Бабка ходит едва. Ни креста, ни холма. Только память жива.
Ей всё кажется: дед где-то рядом живёт, А вот где это место, никак не найдёт.
Клодтовские кони – 2
1.
Пропахший камышами и туманом, С батоном в сумке и пустым карманом, Счастливый, как Колумб, открывший Новый свет, Покинув мир скрипучего вагона, И, примеряя зыбкий свет перрона К своим плечам, я вышел на проспект.
На всех домах сверкало и блестело! (Наш председатель за такое дело Электрика уволил бы давно). Но Невский был раскрашен и расцвечен, И каблучки стучали в этот вечер, Как тысячи костяшек домино.
Я шёл – не знал куда, но знал – откуда, И верил я – должно свершиться чудо, Оно меня нашло на мостовой – Какой-то парень с мышцами атлета Держал коня, а тот в потоках света, Подняв копыта, замер надо мной!
Как будто бы в ночном, в степи Алтая, На задние копыта приседая, Не ощущая тяжести узды, Он пляшет у костра в туманном дыме, Огромный! И передними своими Копытами касается звезды!
Был этот конь так хорошо сработан, (Наверно, скульптор конюхом работал!) И я надолго замер у коня, Дивясь его забронзовевшей силе. А люди воздух рвали и месили, Толкались и ворчали на меня.
Но я не замечал их недовольства. В моей породе есть такое свойство – Стоять и удивляться на виду... И думал я, стирая пот с ладоней, Коль в городе живут такие кони, То я, наверно, здесь не пропаду.
2.
Все несутся! Шальное отродье! С опаленною зноем губой. Я запутался в ваших поводьях Всей своей непонятной судьбой.
Голубые гривастые звери! Мост Аничков – родное село! Подойду, засмотрюсь и поверю, И услышу, как скрипнет седло.
Только скрипнет и – всё! И – погнали! Берегитесь подков, «жигули»! Вы такое видали едва ли, Да и где бы увидеть могли?
На Дворцовой? Так это не кони, Их, покорных, ведут в поводу, На таких не умчишь от погони, И подковой не выбьешь звезду.
А для этих – все звёзды под ноги! Унесут, растворятся во мгле, Даже, если не будет дороги, Даже, если я мёртвый в седле.
Унесутся! Хоть к Господу-Богу! На кровавых губах унесут! Потому что иначе не могут, Потому что я знаю – спасут…
3.
А лето было – Боже мой! Стоял в лесах звериный вой, Леса горели, как костры, и город, серый от жары, В полубреду ли, наяву, пил газировку и Неву.
Воскреснет день и зазвенит, и солнце упадёт в зенит, Вагоны полные людей умчат за город поезда, И только клодтовских коней никто не замечал тогда.
Я приходил к ним в эти дни. О, как измучились они! Как ждали – где же облака?.. Их потемневшие бока, Лоснясь на солнце, как в огне, казались бронзовыми мне.
А в это время Ленинград пил родниковый лимонад, Шипело бархатное пиво краснобаварского разлива, А им бы в час жары-беды хотя бы по ведру воды!
И я решил, что в эту ночь я должен их беде помочь – Ведь в детстве приходилось мне на водопой водить коней, Я знаю, как в такие дни из речки воду пьют они...
И вот, когда взошла луна, и город был в объятьях сна, Когда затих машинный вой и не был виден постовой, Я по рекламной синеве всех четверых увел к Неве.
И кони пили из реки! Качались мерно кадыки, Нева дышала, как во сне, и видно было в тишине, Как в такт размеренным глоткам вздымались конские бока...
Когда сквозь улиц пустоту я их привел назад к мосту, То перед тем как встать на камни, сомкнулись кони в полукруг, И тёплыми, как хлеб, губами коснулись плеч моих и рук.
А днём опять жара была. По Невскому толпа плыла. Толпа устраивала быт – и волновалась, и молчала, Спешила и не замечала следов шестнадцати копыт.
Лилианна: Здравствуйте, Виктор. Я очень рада, что Вы пришли в Гостиную, обязательно воспользуюсь случаем и расспрошу Вас о многом и разном.
Расскажите о себе, о том, как взрослели, как и где росли, что прочно помнится из давно ушедших лет, а ещё мне всегда любопытно: помнят ли поэты, когда их жизнь нечаянно разделилась на ту, что была до стихов и ту, что теперь..со стихами. Как это было у Вас? И есть ли это чёткое деление?
Виктор: Здравствуйте, Ли!
Я родился и рос (до 17 лет!) на Алтае. В обычной русской бедной семье. Работать я начал с семи лет, при отце. Об этом потом. Первое стихотворение я написал в 7,5 лет по приказу отца, который на моё гундение: – Пап, пусти побегать... Сказал просто: – Нечего сапоги рвать, садись лучше и стихи пиши. Я сел и написал. Он прочитал, отвесил мне (с любовью) подзатыльник и пустил меня бегать (у нас не говорили – гулять). Я пошёл бегать и бегал до 19 лет. Не написал за всю школу ни строчки, но знал – надо будет, напишу. Перед Армией (я служил три года) сильно затосковал по родине (я уже жил под Ленинградом, в 5 км) и написал десятка полтора стихов, которые остались под подушкой, а племянник (мой) их, после моего ухода в армию, нашёл. Я всё забыл, но он потом мне о них напомнил. Третий заход в «стихи» был в армии. Литконсультант журнала «Старшина-сержант» очень толково мне объяснил, что я должен делать, хотя и похвалил: – С этими стихами вас в Литинститут могут принять без экзаменов, только вы эту дурь из головы выбросьте и идите в технический вуз. Обеспечьте себе и семье твёрдые рубли, а потом уж решайте: писать, не писать. Пишущей нищеты – пруд пруди, а если поэт – это никуда не уйдёт. Спасибо дяде!!!
Так я закончил ЛИАП (Лен. Институт Авиаприборостроения), женился, родил сына и в 26 (26!) лет взялся за перо серьёзно, понимая при этом, что безнадёжно отстал. Я участник 3-х или 4-х конференций, у меня 9 книг, около сотни журнальных и альманашных публикаций, но поэтом я себя не считаю. Все факультативно. Хочу – пишу, не хочу – не пишу. Стихи меня не кормят. Пишущую братию не люблю, ощущаю постоянную недоброжелательность. Стихи принесли мне столько зла, что я и говорить не хочу... Мне повезло, у меня были хорошие наставники (фамилии не называю, не уполномочен). Подсказывали, правили, ругали... Но, в основном, хвалили. Я думаю – не перехвалили, я уже хорошо оброс мышцами, и меня не погнуло. Люблю: рыбалку, ягоды, грибы, подлёдный лов (!!!), огород, у меня «нахаловка» рядом с домом. Помидоры, огурцы, лук – шашлыки, копченая рыба... стихи. Жена стихи мои не читает, но и не ругается, что иногда пересиживаю за столом. Шалит мужик, ну и пусть... Так что я не знаю: откуда стихи ко мне пришли и куда уйдут. Могу ли я не писать? Легко. Но жалко не писать-то, ведь у меня порой что-то получается. Я хоть и атеист, но ведь, если дали, то и спросят. Вот горе-то... Такой капкан, ёлки-палки.
Лилианна: Спасибо за подробный ответ, Виктор, за Вашу открытость, за светлые улыбки, чувствуется, что всё это Ваше простое как раз – подтекст стихотворений;
конкретную тему «зло от стихов» мы с Вами минуем, давайте поговорим лучше из чего они (стихи Ваши) складываются, как возникают? Чего в них больше: желания сесть и написать или нечаянности, экспромтности или долгой работы по улучшению звука, строфики, к примеру?
Виктор: Я с самого детства очень любил подслушивать стариков (не старух!) Они сидели на брёвнах, курили, говорили о войне, об урожае, о жизни, короче. Но они говорили своими словами. И я в эти слова влюблялся. Это раз. Второе – с первого класса и по 11, пока не уехал в Питер, я не отдыхал ни одного лета, я занимался промыслом сусликов. Любой промысел предопределяет одиночество. Теперь представьте: пацан, мешок с капканами, суслики, коршуны, беркуты и степь бескрайняя. Поговорить не с кем. Я научился говорить сам с собой. Кем только я себя не воображал – тут и Айвенго, и деловары, и Руслан. Всё! С мечами, автоматами. Но это мне не мешало, я был адекватен. Читал запоем книги (в школе, конечно). Очень любил стихи, но сочинять не догадался и это замечательно – я копил. Играл в карты, на деньги. Пил вино. Курил. Скакал на конях. Косил, запрягал, стрелял, ставил сети, ловил ондатр... Готовился в крестьяне. Но не судьба. Родился сын, написал жене стих, отпечатал на машинке (чёрт подсунул!) и... погиб. Я увидел напечатанные свои стихи, сразу вылезли все недочёты, которые я поправил. Я взял перо, понимая, что время упущено, что я ничего не знаю о литературе, о размерах (я и сейчас хорей от ямба не отличаю, а зачем?) Вообще – пустышка, но я и задач великих не ставил. Садился и писал. О кострах, о погоде, о конях... О чем попало. Мои опусы увидел умный дядя (уже не живет, к сожалению), и дал мне почитать раннего Горбовского. Потом дальше, потом больше. Потом меня стали публиковать толстые журналы – Нева, Аврора... Но я крестьянин и знаю – это не моё.
Степь... Я полюбил одиночество еще там. Как я пишу. Просто. Всё начинается с одного слова. Вот хожу-хожу и вдруг – как споткнусь. Или вычитаю, или услышу... Родится строка, к ней я начинаю буквально ногами выхаживать вторую строку... Потом третью... четвертую Чем это закончится, я не знаю, но когда строфа сформируется, я сажусь к столу и не факт, что все получится. Бывает на стих уходит 20 минут, а бывает двадцать дней (лет!). Мучаюсь ли? Нет. Пишется легко, а получается не всегда. Очень много стихов загубленных. Запутываюсь сам в себе... В экспромты не верю. Всё о чем пишу, это из жизни плюс фантазии. Если бы я всё о себе знал...
Лилианна: А мне нравится, что Вы такой, нет салонности, нет красивости, это я Вам, как дилетантка дилетанту говорю (улыбаюсь)
Виктор, Вы примерно обозначили, что стихи – для Вас самого, но есть читатели, читатели самые разные: дотошные или внимающие, слушающие или не слышащие. Что хочется донести до них в стихах, через стихи? Всё равно каждый поэт задумывается об этом рано или поздно... Расскажите?
Виктор: Стихи для меня – это моя большая победа над самим собой, а членство в СП России это, как бы, подтверждает. Это – как дополнение к предыдущему вопросу... Теперь – читатели.
Во мне – внутри – живёт боль по родине, тяга к ней. Я знаю, что я на родину не вернусь и от этого ещё больней. Причём я не вернусь не потому, что не пускают туда. Нет! Я не хочу туда. Там всё так изменилось, что лучше не видеть. По скайпу говорю с другом, всё о родине знаю. Зачем я туда поеду? Плакать? Я и здесь могу обрыдаться. Услышу – «на дальней станции сойду, хлеба – по пояс...» – и готов. Вот об этом я и хочу рассказать в стихах, другой задачи нет, всё параллельное – это сопутствующее. О работе не пишу, и так тошно...
* * * Припаду к родниковым истокам, Обессиленный в долгой борьбе. В мире этом спокойно-жестоком Я хотел рассказать о себе.
Голубые далёкие звуки, А над ними кружит вороньё... Как досталось оно в мои руки – Окаянное счастье моё!
Не пойму, то ли воображенье, То ли впрямь на тропе луговой Я увидел своё отраженье В жаркий полдень в воде дождевой.
И вверху облака надо мною. И внизу облака подо мной, И проходит гроза стороною, И светло над моей стороной!
Так запомнилось это, что где бы Ни был я, под какою луной, Помню то изумленное небо Над весёлой моей головой!..
Вот! Помню и постоянно туда шляюсь. Поймёт ли это мой читатель (появится ли он?), я не знаю, да как-то и не горюю. Жизнь прошла почти, друзья (на родине) считают, что я – везунчик (а как же – Питер, ВУЗ, Пегас – им не досталось), но не завидуют. И правильно делают. У каждой кошки свои блошки.
Лилианна: Не секрет, что на лит.сайтах есть такая привычка сравнивать авторов с кем-либо состоявшимся, известным и проводить параллели, иной раз до посинения говоря о вторичности. Но с именами (тех, с кем, собственно, сравнивают) они как раз часто ошибаются, полагаясь на пресловутый субъективизм. Виктор, а какие поэты Вам на самом деле близки? О ком из них вспоминают реже, чем хотелось бы?
Виктор: В литературе я человек случайный, от неё не зависимый и потому шибко вредный. «Не сотвори себе кумира». Я и не творю. Поэзия (опять же – если поэзия) моя традиционна, и взоры мои в ту сторону. А потому назову имена, которые у меня в шкафу и к которым я часто обращаюсь. Есенин, Корнилов, Васильев, О.Левитан, Г.Григорьев и Бродский. Последний (ранний) – очень! У меня даже библиотеки нет. Около литературы не тусуюсь. Зарубежных (в переводах) вообще не читаю. Не верю, потому что сам пробовал переводить. Для меня стих – когда я вижу, а всякие калейдоскопные тройные «тулупы» – мимо. На нашем сайте такие есть, почёсывающие левое ухо правой рукой через затылок. Можно ли так? Да. Но зачем? Не в цирке.
Лилианна: «Ничего не забыл. Мне хранить это все до последнего часа. Я всю юность мою красотой облучался – Чернозёмы пахал и стропила рубил, И за злаком ходил, набирающим колос.»
Это об Алтае, да? А процитируйте сами несколько четверостиший из Ваших пейзажей?
Виктор: Солнце – розовый осколок колеса. Встану утром, распечатаю глаза, Выйду к озеру, замру на берегу, Кони спутанные бродят на лугу, Легкой дымкою повитые кусты, Бьётся жаворонок выше высоты; Среди зарослей осоки и куги Щука выгнулась – расходятся круги. Пахнет свежею прохладой... Вздрогну я: Неужели это родина моя, Вся омытая покоем и росой... Кружит ястреб над пшеничной полосой, Утки падают со свистом в камыши, И почудится, что в мире ни души, Ни словечка, ни намёка, только я Да непуганая родина моя!
Перебрал сотни четыре стихов и лучше ничего не нашёл, в смысле пейзажности. Видимо, я не пейзажист. Горе-то какое... Может, где-то что-то и есть, но на памяти не всплывает.
Лилианна: Я на самом деле лукавлю, ибо не так много пока на поэзии.ру Ваших стихотворений, а почитать хочется и не только мне. Вы – пейзажист, и ещё какой! Ваша природа всегда узнаваема и зрима.
Осталось нам совсем чуть-чуть. Назовите, не задумываясь, три слова, характеризующих Вас, как человека творческого? – ленивый, одинокий, сомневающийся.
А три слова о Вашем характере? – вспыльчивый, отходчивый, неравнодушный.
Пожелайте что-нибудь своим читателям? – здоровья! (я очень знаю в этом толк. наелся «досыти»).
Лилианна: Большое Вам спасибо, Виктор. И спасибо всем тем, кто уже прочёл, ещё прочтёт и кому всё это действительно интересно.
Я и сама всем желаю здоровья!
© «Verbatim» (Поэтическая Гостиная), Июнь, 2010
|