Главная | Вход

Главная   Резюме   Антология   Строфы   Автограф   Гостевая


 Главная » Антология

» т.XIII – Игорь Царёв «Целебная музыка строк»

Было бы неправильно растушевать эссе, предваряющее такие стихи до чего-то неявного и невнятного, было бы наивно полагать, что вообще кто-либо может сказать об этих стихах больше, чем говорят и рассказывают они сами, они поют, ибо песня, ибо музыка – здесь ключ.

Музыка во всём: в словах и словечках, в строках, ритмах, размерах, названиях рек, городов, городков, полузабытых местечек.
Музыка громких пауз, щемящей откровенности, русского гонорца.
Стройная, как женский силуэт. Строгая, как колокол, не болтающий по пустякам.

Лечит. Волнует. Льётся. Звенит. Притопывает. Приплясывает.
Рождает тысячи ассоциаций.
Останавливает, заставляет вслушиваться и слышать, чтобы после безошибочно узнавать снова и снова, раз за разом и думать: в чём же фокус этой её притягательности и неповторимости?

... Но фокус, ведь, именно в этом –
Перо и чернильная ночь
На то и даются поэтам,
Чтоб немочь могли превозмочь,
Чтоб в рифму с урановым веком,
Который безжалостно строг,
Рождалась в душе имярека
Целебная музыка строк.




Знакомьтесь, на страницах нашего журнала – поэт
Игорь Царёв


На Северной Двине

Когда на Северной Двине я,
От тишины деревенея,
Взошёл на каменный голец,
Каленым шилом крик совиный
Меня пронзил до сердцевины,
До первых годовых колец.
И всё, что нажил я и прожил,
На миг до обморочной дрожи
Предстало серым и пустым.
А ветер гнал по небу блики
И, как страницы вещей книги,
Трепал зелёные листы.
И я, склоняясь всё покорней,
К воде тянуть пытался корни,
Чтоб мир испить наверняка.
Но снова задремало Лихо,
Ушла волна, и стало тихо
В наивных кущах ивняка.

Бабье лето

Еду с ярмарки, качу под горку пьяненький,
И усы копчу махоркою чертям назло.
Зреют во поле кнуты (а, нет бы пряники!),
Снова, чем мы удобряли, то и выросло...
Голова от горьких дум и винных доз тупа,
С колокольни протрезвонить не мешало бы...
Жаль, что Главный Абонент вне зоны доступа,
Не желает больше слушать наши жалобы.

Журавлей по небу гонит ветер с Севера,
Без конвоя, но с ухваточками лисьими,
А душа моя (держите её семеро!)
Что-то стала слишком метеозависимой...
Нагулялся, видно, тропами лихими я,
Нахлебался жизни крепкого рассола там,
Только, это ли не чудо, не алхимия:
Просыпаюсь нынче – всё залито золотом!

Бурелом ночным дождём до блеска вылизан,
Осыпается берёзовыми стансами,
Дерева надели платья с низким вырезом,
Будто ждёт их не зима, а песни с танцами.
И вершиной по аршину крутояр реки
Честно делится с богатыми и нищими...
Бабье лето. Я качу под горку с ярмарки,
Золотой листвой шурша за голенищами.

Катунь-река

По Катуни волны катят
За гружёною баржою,
Жмётся к ней скуластый катер,
Крытый охрою и ржою –
Он исходит жарким паром,
Он гремит гудком басовым...
И закат над этой парой
Словно маслом нарисован.

Полыхнул огонь причальный,
Подмигнул окрестным сёлам,
Зазвучал мотив печальный,
А за ним мотив весёлый.
Мы танцуем у ангара
Под гитару и гармошку,
Под бессмертную «Шизгару»,
Надоевшую немножко.

Паутинка золотая
Облетает с небосклона.
Духи Горного Алтая
Нам кивают благосклонно.
Их удел не канул втуне,
Не растаял на закате:
По Катуни, по Катуни
Золотые волны катят.

Старая Прага

Прага, как старая дама в вуали –
Профиль готичен.
Здесь электрический смайлик трамвая
Анекдотичен.
Тонем в истории улочек узких –
Даты и прочерк.
Толпы туристов. Но, кажется, русских
Больше чем прочих.

Влтава гоняет усталые волны
Между мостами.
Буквы на вывеске бара неполны –
Стёрлись местами.
Двое подсели за столик, спросили,
Вы не из Тынды?
Что ж, признаваться, что ты из России
Стало не стыдно.

Нас узнают не по вычурным платьям,
Не по каратам,
А по тому, как беспечно мы платим
Ихнему брату,
И по тому, как душевно гуляем,
Вольно глаголим,
Гоголем ходим, где раньше буянил
Глиняный Голем.

Тёмное пиво, гуляя по замку,
Мы ли не пили?
И восхищались, как держат осанку
Древние шпили...
На гобеленах в покоях монарших
Пражские ночи.
Толпы туристов. И, всё-таки, наших
Больше, чем прочих.

Снежное

Мы и ухари, мы и печальники,
Разнолики в гульбе и борьбе.
Как тряпичные куклы на чайнике,
Каждый – столоначальник себе.
Всякий раз по державной распутице
Выходя свою самость пасти,
Ждём, что ангелы всё-таки спустятся
От ненастной напасти спасти.

Ни фен-шуй, ни шаманские фенечки
Не защита от ночи лихой.
Осень лузгает души, как семечки,
И нахально сорит шелухой.
Обретаясь у края безбрежного,
Сам себе я успел надоесть:
Ты прости меня, Господи, грешного,
Если знаешь, вообще, что я есть!

Безответный вопрос закавыкою
Око выколет из темноты:
Если всякому Якову «выкаю»,
Почему со Всевышним «на ты»?
Сверху падают снега горошины,
Снисходительно бьют по плечу,
И стою я во тьме огорошенный,
И фонариком в небо свечу.

На Васильевском

Линии жизни пересекая, ларьков обходя паршу,
Призрак Иосифа бродит любимым островом...
Если однажды встретится – пусть бестактно, но я спрошу:
Шпилька Адмиралтейства – не слишком остро Вам?

Улиц названия, лиц вереница, глянцевый переплёт,
Не целиком история – только выборка.
Бармен под злую музыку розоватый кронштадтский лёд
Крошит в стакан бурбона быку из Выборга.

Чёрные тучи и белые ночи – гренки и молоко,
Каменный фрак потёрт, но оправлен золотом.
Что старый век не вытравил, новый выправил кулаком.
И кошельком. И просто ячменным солодом.

Водоноша

Захлебнувшись от восторга,
Рукоплещет водосток.
Прогулявшись у Мосторга,
Дождь уходит на восток
По шоссе Энтузиастов
Ясноглазый, зоревой,
Выступая голенасто
С непокрытой головой.

Будет птице и лисице
Чем напиться в роднике,
Будет, где росе укрыться –
В тальниковом тайнике.
Не январская пороша
Леденящею бедой,
А весёлый водоноша
Освящает мир водой.

Всё неплохо, да кукушка
Поутихла за рекой.
Ты б накинула, подружка,
От щедрот годок-другой.
Ну, а если, жизнь итожа,
Устранишь меня от дел,
Разреши хоть водоношей
Посещать земной предел.

Не рассуждая о высоком

За теплоходными свистками
Дойдём сегодня до реки,
Где старые особняки
Соприкасаются висками,
И над причалом воздух талый,
И заглушая птичий гам,
Гудит невидимый орган,
Качая тёмные кварталы…

Не рассуждая о высоком
Значении весенних вех,
Мы просто взгляд поднимем вверх
На кроны, брызжущие соком,
На небо, где вне расписаний
Плывут неспешно облака,
И отражается река,
И наши мысли, и мы сами…

Пусть стрелочники, секунданты
И прочие временщики:
Дотошные часовщики,
Аккуратисты и педанты,
Отягощённые долгами
Ругают меркантильный век,
Мы, обнимаясь, смотрим вверх,
А Бог играет на органе...



Лилианна:
Здравствуйте, Игорь, рада, что Вы появились в моей гостиной, постараюсь использовать этот шанс и разговорить Вас на радость читателям, ну, и самой себе. Часто ли у журналистов берут интервью, ведь Вы журналист, насколько я знаю? И сколько стихотворений откладывались на потом из-за того, что нужно было, как следует поработать? А, если серьёзно, как уживаются в Вас две (а, может, и больше?) творческие ипостаси, какая из них главенствует?

Игорь:
Раньше в журналистском цеху считалось неэтичным брать интервью друг у друга (о людях надо писать, а не о себе). Сегодня это происходит сплошь и рядом. Я старомоден, мне это не нравится. Поэтому, чтобы не множить это безобразие, я постараюсь отвечать не как газетчик, а как автор стихов, хорошо?
Так вот, если взять для аналогии такой эквивалент, как «время-деньги», то стихи, занимают в моем мироустройстве примерно такое же место, как культура в бюджете России. То есть – если я на них и выделяю время, то урывками и в самую последнюю очередь – поздним вечером, а чаще и вовсе за полночь. При таком «финансировании» не зажируешь. Но и отказываться от них я не хочу. Журналистика дает возможность жить. А стихи – не позволяют захиреть душе.

Лилианна:
Игорь, кто такой поэт, как Вы считаете и что вкладываете в это понятие? Помните того, кто впервые назвал Вас поэтом и свои собственные ощущения при этом? А какой-нибудь забавный или же серьёзный случай, с творчеством связанный?

Игорь:
Поэты разные бывают. Знаете, когда-то была такая детская игрушка – калейдоскоп. В картонной трубке между зеркалами пересыпались цветные стекляшки, складываясь в узоры... Некоторые поэты так же играются словами. Получается бессмысленно, но красиво. Таких авторов сейчас много.  Другие поэты – художники. Они словами, как красками, рисуют картины на холсте. Таких поэтов меньше. И уж совсем мало таких, которые вроде и не рисуют вовсе, а бросят пару слов на бумагу и, глядь, из них, как из двух столкнувшихся частиц, образовалась целая Вселенная…
Для меня понятие «поэт» – это очень высокое звание. Это человек, чьи творения живут дольше своего создателя. Так я сейчас понимаю. А когда-то относился к этому много проще. И первым, кто назвал меня поэтом – был я сам. Учась в Питере в электротехническом институте, я иногда писал для студенческого театра сценарии вечеров и спектаклей. Некоторые в стихах. А потом еще и афиши делал на ватмане. И  однажды, на одной афише, как раз перед моей фамилией осталось некрасивое пустое место. И я нахально приписал – поэт... Надо сказать, что сегодня я свои вирши студенческой поры без содрогания читать не могу. Но, странное дело, тогда я был более  широко известен, чем сейчас.  Находились  даже люди, которые перепечатывали мои стихи под копирку и распространяли по друзьям и знакомым... У стихов вообще удивительные судьбы. Причём, это уже не зависит от автора. Недавно по радио в передаче «В нашу гавань заходили корабли» с удивлением услышал свою давнюю шуточную вещицу – «Электротехнический романс». Песню, правда, объявили, как – «музыка народная, а слова тем более». Но мне было приятно ощутить себя автором народной песни. Подумалось, что если она протянет еще столько же, глядишь, и меня переживёт.

Лилианна:
Читаю Ваши стихи и чувствую, что читаю Россию по городам, по деревням, по местечкам, по характерам человеческим в каких-то удивительно народных ритмах, часто песенных и столь знакомых – именно царёвских, есть ли какая-то закономерность, особенность, что ли, географическая в их возникновении? Может быть, музыкальность здесь играет роль? Вы имеете отношение к музыке, поёте? Ваше творческое настроение – какое оно?

Игорь:
Я коренной дальневосточник. И с детства вокруг меня были названия, похожие на волшебные. В семь лет отец подарил мне первое ружьё и взял на охоту в тайгу. И я побывал в кедровых сопках Хекцира, кормил комаров в Тунгусских болотах, карабкался по отрогам Джугджура, ловил хариуса на Зее, любовался цветущей аралией на Хингане и разглядывал древние геоглифы Сикачи-Аляна... Позже, став журналистом, я продолжал колесить по стране уже в силу профессиональных обязанностей. И всегда в первую очередь обращал внимание на название местностей. Они были для меня, как звуковые ключи, без которых не войти в местную сокровищницу. Ведь в каждом названии действительно своя тайна, музыка, сакральный смысл! Поэтому люблю музыкальность имен, да и вообще стихов. Но даже неблагозвучные имена речек  Убля и Вобля, о которых я однажды написал, тоже таят свою философию и подтекст.

Лилианна:
Кто для Вас Читатель, Игорь? (я сейчас о поэзии). Дорожите откликами? Способны ли они (читательские отклики) влиять на настроение, на самооценку, на сами стихи? А сами Вы – какой читатель?

Игорь:
У меня складывается впечатление, что обитатели литературных сайтов поражены БРП (Большим редакторским проклятием) и занимаются исключительно тем, что выискивают друг у друга ошибки. Я же стараюсь читать стихи для удовольствия. Не нравится автор – молча ухожу к другому.  Но повальное увлечение критикой  у других хорошо понимаю. Где-то прочитал, что учёные, исследовавшие поведение ослов, пришли к выводу:  эти животные делятся на два психо-типа. Самый распространенный – те, кого лучше стимулирует кнут. И много меньше среди ослов тех, кого прельщает исключительно морковка. Я, наверное, принадлежу к редкому «морковному типу». Меня кнутом (критикой) с места не сдвинешь. А вот на пряник (похвалу) я ведусь легко.

Лилианна:
Не могу не задать вопрос об Internet-е, его плюсах и минусах на Ваш взгляд, не прошу каких-то глобальных характеристик, а вот лично для Вас и Вашего творчества что он такое?

Игорь:
Если коротко, то без Интернета наша беседа никогда не состоялась бы. Мы просто не знали бы о существовании друг друга. Ведь я всерьёз начал увлекаться стихами, когда издательская система в стране распалась. И меня сегодня можно прочитать только в Сети.

Лилианна:
О чём хочется писать, что важно, что хотелось бы на Ваш взгляд, донести до Читателя, чем его можно остановить и над чем заставить подумать?

Игорь:
Когда текст вдруг начинает рождаться, меньше всего я думаю о Читателе. Стих как бы сам из сквозь меня прорастает, ведёт, подталкивает. Поэтому получается, что я пишу только о том, что на сегодняшний день волнует меня самого. А насколько это интересно другим – это уже вопрос не ко мне.

Лилианна:
А теперь отвечайте, пожалуйста,  односложно, Игорь.

Три слова о Вашем характере?
– Упрямый, упрямый, упрямый.

Три качества, которые Вы цените в людях?
– Ум, открытость, порядочность.

Три качества, которые не терпите в себе самом?
– Упрямство, упрямство, упрямство.

Книга, которую чаще прочих перечитываете?
– Все Стругацкие.

Одиночество это – ...?
– …счастье, если в малых дозах.

Жизнь удалась, если...?
– …после смерти тебя вспомнят добрым словом.

Лилианна:

И ещё немного вот о чём... Скажите, Игорь, Вы разделяете моё мнение о том, что интервью, беседы, откровенность способны стать неким подтекстом к стихам, к поэту, как-то приблизить Читателя или же оттолкнуть? От человека к стихам или от стихов к человеку? Вам самому важно иногда (всегда) знать, кто пишет, что из себя представляет?

Игорь:
Любопытство всегда подталкивает подробнее узнать о понравившемся писателе, поэте. Но нередко сталкивался с тем, что при личном знакомстве автор оказывался достаточно неприятным человеком, много скучнее своих творений. И это объяснимо – не все люди могут выстроить свою жизнь так же талантливо, как, скажем стихотворение.

Лилианна:
Большое Вам спасибо, Игорь, за то, что пооткровенничали со мной. Удачи и успехов во всём.



© «Verbatim» (Поэтическая Гостиная), Июнь, 2010

Антология | Добавил: Лилианна (12.06.2010)
Просмотров: 3257
Всего комментариев: 6
 
6  Галина    [Материал]
Интересное стихотворение. В первые узнала имя поэта. Раньше мне не попадались его произведения. Но теперь заинтересовалась творчеством Игоря Царева. Интересно было так же прочитать интервью.

 
5  Игорь Царёв    [Материал]
Спасибо Ли, спасибо всем, кто читал!

 
4  Лёля    [Материал]
спасибо за "целебную музыку строк" и замечательную беседу -
всегда интересно читать и узнавать что-то новое о людях, которые "рядом".

 
3  Леся    [Материал]
С творчеством Игоря знакома давно, не менее интересно было прочесть интервью.

 
2  Лер    [Материал]
Всегда с удовольствием (если так можно сказать)читаю Игоря Царёва.Талантливо музыкально.В каждой строке чувствуется какая-то мягкая мощь.Может быть это и есть сила таланта.
Большое спасибо за стихи,а Лиличке за интервью с чудесным поэтом.

 
1  Татьяна Гарг    [Материал]
Очень живые стихотворения, с характером, настроением, объемом.
За интересное интервью отдельное СПАСИБО!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антология
» т.XXIV – Михаил Юдовский «Я шатаюсь по свету»
» т.XXIII – Мариян Шейхова «Какая алая печаль...»
» т.XXII – Евгений Тищенко «Душа, соедини меня с земным...»
» т.XXI – Руслан Шувалов «Кто и с чем уйдёт за горизонты...»
» т.XX – Юрий Устюжанин «Обрывки писем»
» т.XIX – Лада Миллер «Оглянись и посмотри...»
» т.XVIII – Геннадий Ермошин «И Господь, наконец, нас прочтёт...»
» т.XVII – Светлана Холодова «Бубенец беспокойной звезды...»
» т.XVI – Элла Крылова «Настоящее»
» т.XV – Валерий Сорокин (Лер) «И, кажется что это – только сны...»
» т.XIV – Александр Маркин «Проверенное временем клише»
» т.XIII – Игорь Царёв «Целебная музыка строк»
» т.XII – Виктор Брюховецкий «Приближая к земле»
» т.XI – Людмила Некрасовская «Поэзия – не сумма строк, а высший пилотаж эмоций...»
» т.X – Виктория Роше «Я знаю свою миссию»
» т.IX – Олег Горшков «Иллюзия Полёта...»
» т.VIII – Виктор Гаврилин «Одиноко упорствует чёрная птица...»
» т.VII – Наталья Голомысова «Сухой полёт полуденной полыни...»
» т.VI – Людмила Свирская «Прошлой жизни эхо...»
» т.V – Марина Павлова «Post Scriptum»
» т.IV – Виктор Гаврилин «Ничего я с собой уносить в темноту не желаю...»
» т.III – Ян Бруштейн «За кадром»
» т.II – Людмила Шарга «Грешна... Пишу»
» т.I – Мариян Шейхова «Проводи меня, Солнце...»
Закладки
» Поэзия.ру

» Рифма.ру

» Стихи.ру

» Минуты Поэзии

» Топос

» 45-я параллель
Verbatim
Verbatim. Слово в слово