Главная | Вход

Главная   Резюме   Антология   Строфы   Автограф   Гостевая


 Главная » Антология

» т.XVII – Светлана Холодова «Бубенец беспокойной звезды...»

Есть что-то общее между этой тонкой ищущей лирикой и непостоянностью сентябрьских дней, когда всё вокруг то впадает в беспросветное дождливое отчаяние, то по-детски радуется вернувшемуся на пару дней солнцу.
Автор же видится мне улыбчивой художницей у холста, палитра её – щедра на оттенки, кисть – тонка.
Рука – легка, но придирчива, впрочем, в этом есть своя прелесть, как и в том, что она – в постоянном поиске.
Жизненная неопределённость, неудовлетворённость собой и некая неуверенность в правильности того или иного решения, на самом деле, ни что иное как – Perpetuum Mobile (лат. Вечно движущееся).
Гибель – для натур пассивных, безвольных и редкой силы стимул – для натур стремящихся и неуёмных, какой, по моему скромному мнению, и является моя сегодняшняя гостья.
Замечает ли она сама, что в процессе своих бесконечных поисков то и дело создаёт что-то, несомненно, достойное наших с вами сердец?
Попробую выяснить.




Знакомьтесь, в гостиной Verbatim сегодня – поэт, автор сайта Поэзия.ру
Светлана Холодова


Успеть

До рези в затылке, до тёмной звезды,
до вставленной в окна январской слюды,
до ярости лезвий морозных –
полночной строфы вероломный побег,
горючее время, разбуженный снег,
и нет ни секунды на роздых,

кто слово являет и всё, что за ним –
как возле луны кахалонговый нимб,
как вечность и млечность земная?
Биение сердца – успеть бы, успеть,
покуда звезда настигает, как смерть.
…Не знаю, не знаю, не знаю…

Прости меня, косноязычную, речь,
за всё, что опять не сумею сберечь,
за муку над спелой строкою,
покуда звезда ударяет в висок
и горького рая алмазный песок
рассыпан твоею рукою.

Свирель

Я горше участи не знаю,
но без тебя погибну я,
я дудка – полая, резная,
я стон, я музыка твоя.

Как страшно было – недотроге,
шептала: прочь, не тронь, не тронь,
склонив над берегом пологим
в пунцовых ягодах ладонь,

но, жизнь древесную нарушив,
и хладнокровен, и жесток,
ты бузины речную душу
каленой проволокой сжёг.

Тебе и горя было мало,
тебе хотелось – поскорей,
чтоб я свирелью чуткой стала
и чтоб – любовницей твоей,

забыв бузинный свой обычай –
цвести и ягоды давать,
чтоб стала горлом звонким, птичьим
чужую душу выпевать.

…Целуешь в губы неустанно,
и от любви ли, от беды
в раздетом теле деревянном
журчит мелодия воды.

Навстречу

Оставшись Ариадной без клубка,
хватаю свет небесный за рукав,
рефлексией страдаю бесполезной…
Лекарства нет… Лекарство – просто жить,
благословляя явь и миражи,
и, как осенний лист, парить над бездной,

и, обретая вновь круги своя,
теснóты и пустóты бытия,
исследовать в местах, давно знакомых…
Течёт, течёт осенняя река,
и мы – два корабля? Два островка?
И мы друг другу – дом? Дорога к дому?

Прольёт кагор вечерняя заря,
затянутся каверны сентября
латунью, медью, золотом червонным,
и жизнь, сама к себе найдя ключи,
распахнутою музыкой звучит –
многоголосой, звонкой и бездонной.

Где дней декабрьских острый почерк

Где дней декабрьских острый почерк
вошёл морозом под ребро,
где равнодушно голубь топчет
зимы густое серебро,
где жизнь недвижной  грузной рыбой,
ушедшей осенью под лёд,
остекленело дремлет, ибо
и ей тепла не достаёт,
всё ждёшь, ища душой пустою,
как нищий, нужные слова,
когда блеснёт над головою
святой фонарик Рождества.

И уйти, словно прадед с берданкой

И уйти, словно прадед с берданкой,
в предрассветную стылую  рань,
в тишину нежилых полустанков
и последних снегов глухомань.

(Или это случится иначе?)
и увидеть, покуда тверёз,
как берёзами родина плачет
и не прячет нечаянных слёз.

Как тебе удаётся, Россия,
и в последние, судные дни
выводить из любого бессилья?
…Материнским крестом осенив.

Сибариты луны

Сибариты луны мы с тобою, луны сибариты...
Этой мякоти лунной и дынной медовые срезы...
И шалфеем нежнейшим и терпким горчат поцелуи,
и летучие мыши звенят тетивою ночною...

Нам соцветия дальних созвездий сегодня открыты,
мы богаты, как ротшильды, взятые вместе, и крезы,
и лиловое небо тихонько поёт аллилуйю,
и зачем нам богатство иное и счастье иное...

Сибариты луны, мы смакуем мгновенье любое –
мы гурманы, мы лунные люмпены-аристократы...
Ветерок, как учтивая гейша, колышет свой веер,
и приблизилось небо, и звёзды пахнули пачули...

Сибариты луны – мы пришли в эту веру с тобою,
потому что от прошлых остались гроши и растраты,
мы достались друг другу в смешной и больной лотерее,
и, доставшись, судьбе отдалúсь и счастливо вздохнули...

Сибариты луны – мы не помним, что было когда-то,
мы не знаем, куда повернёт торопливое время...
Мы с тобой резиденты в далёкой стране неизвестной,
наш пароль – наслажденье, и явки надёжно укрыты...

Мы шифруем пространство ключами piano, legato,
и тягучая вечность проглянет нечаянно в теме,
и сойдутся грядущего бездна и прошлого бездна...
Сибариты луны мы с тобою, луны сибариты...

Обочь дороги прель и хвоя...

Обочь  дороги прель и хвоя,
раскурен воздуха кальян,
такое небо над тобою,
что думаешь – не бог ли я?

Не бог (какое самомненье!) –
пряди себе словесный лён,
но всюду мая сотворенье,
и сам ты маем сотворён.

И леса лиственное око,
и  свет, и  лоскут облаков,
и далеко до Рагнарёка,
до Рагнарёка далеко.

Где расходится осень кругами...

Где расходится осень кругами,
где всё глубже и пристальней дни,
удержи её зыбкое пламя –
удержи, сбереги, сохрани.

В это время тоски поднебесной
жизнь всё призрачней, как не была,
в темноте не удержат над бездной
рудименты былого крыла.

И шагаешь в  разлуке с собою
в листопада сгоревшего чад…
что там утро бормочет седое,
что там нивы печально молчат?

Пусть дождей затяжная вендетта
золотые не смоет следы,
слышишь? – Делится пригоршней света
в рыбьем чреве октябрьского ветра
бубенец беспокойной звезды…

Свинцом, полынью, влагой дождевой...

Свинцом, полынью, влагой дождевой –
до глаз твоих, до губ твоих, до слова –
затоплен мир... Безумный ангел мой,
дожди нависли мутною стеной,
а сердцу бы – просвета хоть какого...

Как исподволь роднит и мучит нас,
бродя кругами кровообращенья,
тверда, неодолима, как алмаз,
иголочка прощальных спешных фраз,
калёная любовью и прощеньем.

Мы тайным, тёмным связаны родством,
на боли и на нежности гадая...
Любви карманным тихим ремеслом...
Черёмуха в ознобе за мостом –
беспамятная, рваная, седая

кради меня – безвыходно любя,
отчаиваясь, мучаясь за это,
на жалости и страхи раздробя,
кради, но знай: и я тебе тебя
ни крохи не оставлю, ни монеты.

Молитва

Храни меня, негромкий мой глагол,
серебряной любовью пеленая,
пока ещё юдоль моя – земная,
пока небесной срок – не подошёл.

Храни меня, держи меня, зови,
покуда у Фортуны в паутине,
врастая в суть её упругих линий,
твоё свеченье чувствую в крови.

Храни, покуда жизни естество
спрягают беспокойные химеры
и на весах безверие и вера –
кровавое и кровное родство.




Лилианна:
Здравствуйте, Светлана, очень рада, что сентябрьские публикации в Гостиной начинаются с подборки именно Ваших стихотворений, с Вашей тонкой лирики, вполне созвучной первым осенним аккордам.

А какие ассоциации с сентябрём, с началом осени, ощущения, стремления?

Светлана:
Сентябрь для меня – почти всегда кризис, события, происходящие в жизни, часто драматичные, сильного накала.
А начало осени – время почти сакральное. Это как бы выход в иное измерение. И дни – или солнечные, натянутые, как струна, или дождливые – неопределённые, вневременные, как будто ты – внутри ковчега и всё, что происходит, это ожидание нового берега и нового мира. Стремления – выплыть, конечно.

Лилианна:
А поэзия в такие дни, Светлана, Вас спасает, отвлекает, соприсутствует или что-то другое? И чего хочется больше вникать в написанное кем-то, искать созвучий или писать самой?

Светлана:
Поэзия в такие дни помогает держаться на плаву. Самой пишется мало, читается –  тоже, но всё прочитанное воспринимается гораздо острее.

Лилианна:
Светлана, если я не ошибаюсь, Вы живёте в Екатеринбурге? Что значит этот город в Вашей жизни и что он – в Вашей поэзии?

Светлана:
Город – это часть меня. У меня много любимых уголков и мест в Екатеринбурге, но, кроме того, я люблю его целиком – по крайней мере, тот, который знаю – со всеми его некрасивостями и несуразностями. Может быть, так любят не слишком красивых детей – просто потому, что они родные.

Лилианна:
Да, понимаю, хотя бы потому, что этот город мне тоже близок.
Светлана, а расскажите немного о себе. Например, Вы в своей лирике и Вы вне её различаетесь?

Светлана:
О себе? Это трудный вопрос (улыбаюсь), потому что «кто я?», «какая я?», а ещё «зачем я?» – в последнее время звучат и для меня самой достаточно явно и иногда – мучительно. Может быть, об этом – стихи. Хотя иногда, ориентируясь только на чьи-либо стихи, можно загнать себя в рамки собственных представлений о человеке, а жизнь всегда шире рамок. Стихи, мне кажется, отражают лучшее, что есть во мне. Может быть, мне в каком-то смысле нужно дотягиваться до своих стихов.

Лилианна:
А первые свои стихи и повод, по которому они случились, помните?

Светлана:
Первое стихотворение я написала классе в шестом и отправила в журнал «Пионер». Пришёл отклик: «Опубликовать не можем, но присылайте ещё».
Потом я была увлечена авторской песней, писала музыку на чужие стихи. Потом – попробовала писать слова. Потом был долгий период молчания – примерно в 20 лет. А потом была некая остановка во времени – я осознала свой возраст и спросила себя: «На что уходит моя жизнь?» – В ответ появились стихи.
Вот уже лет 5 я снова пишу. И мне бы не хотелось молчания.

Лилианна:
Я Вам и Вашим читателям от души желаю, чтобы стихи не заканчивались.
Светлана, а представьте на мгновение, что стихи можно привести к какой-то математической формуле. Что с чем нужно сложить, что на что перемножить, разделить, может быть и этот самый результат потом назвать, собственно, стихами?

Светлана:
Личность помноженная на внутреннюю необходимость сказать помноженное на внутреннюю свободу сказать плюс мастерство помноженное на неудовлетворённость сказанным.

Лилианна:
Спасибо за формулу, Светлана. А Вы относите себя к тем, которые считают вечную неудовлетворённость собой своеобразным поводом, стимулом к росту?

Светлана:
Конечно. Неудовлетворённости может быть больше или меньше, есть отдельные счастливые случаи, когда стихи рождаются, и ты понимаешь, что ни слова в них менять нельзя. И это ощущение неизменно и через год, и через два. Гораздо чаще чувство, что адекватного словесного выражения найти не удалось – хорошо, если это частично, тогда отдельные части ещё можно бывает реанимировать и вернуть стих к жизни. И наиболее тяжёлый случай – когда вырастаешь из своего языка, становится тесно в нём, а чтобы нарастить новый – требуется много времени и терпения. Но без этого всего движение вперёд невозможно.

Лилианна:
Во многом с Вами согласна, спасибо. Теперь об Интернете и пребывании на поэтических сайтах – расскажите, пожалуйста, что они, по Вашему мнению, дают Вам и Вашим стихам хорошего и что – плохого?

Светлана:
Несомненный плюс поэтических сайтов – доступ к произведениям тех авторов, которых сложно/невозможно иметь в печатном виде. А это всегда приобретение определённых ресурсов – интеллектуальных, эмоциональных, технических, что не может не сказаться на собственных стихах.
Однажды попутчик в трамвае сказал мне: «Если читать много стихов, обязательно наступит момент, когда сам начнёшь писать». Думаю, что он прав. Поэзия увлекает за собой. Минус и поэтических сайтов, и интернета вообще – это огромный поглотитель времени. И энергии. Особенно, если придерживаться не целевого, а полевого поведения. А я, как женщина, по природе своей любопытна, и жёстко ограничивать себя не всегда получается.

Лилианна:
Я бы с Вашим попутчиком не согласилась, но разность мнений – нормальное явление.
Светлана, у Вас самой при чтении чьих-либо страниц бывает желание побеседовать с автором и о чём-то спросить его? Представьте, что есть возможность перемолвиться с классиком, кто бы это был?

Светлана:
Выбирая классиков, сложно ограничиться одним именем или даже парой-тройкой. У меня всегда широкий круг пристрастий. Пусть это лучше будет воля судьбы, провидения (улыбаюсь). Я им доверяю.

Лилианна:
Хорошо, предлагаю Вам небольшой блиц. Отвечайте на мои вопросы односложно и желательно прилагательными:

если мужчина, то
– сильный;
если осень, то
– счастливая;
если утро, то
– не последнее;
если счастье, то
– по-детски беззаботное;
если поэзия, то
– забирающая целиком, без остатка.

Лилианна:
Спасибо, Светлана. Скажите, какой читатель мог бы стать для Вас идеальным и что Вы ждёте от отзывов, что находите в них для себя, что радует, что огорчает?

Светлана:
Идеальный читатель – тот, для кого стихи становятся собственной плотью и кровью, кто чувствует себя в них органично, какие бы чувства и мысли они ни вызывали. В отзывах радует как раз это ощущение родства, это «мы с тобой одной крови». Это древняя и базовая человеческая потребность – найти подобного себе, чтобы выжить, не пропасть в огромном, сложном и непостижимом мире. Огорчает? Пожалуй, нет такого. Отзыв – сам по себе уже знак того, что в мире есть кто-то ещё, кроме тебя, что ты не тотально одинок. Что, собственно, и требовалось доказать.

Лилианна:
Значит, и Вы, читая чьи-то стихи, осознанно или неосознанно ищете чувство родства?

Светлана:
В том числе – и родства, а куда же я без него?

Лилианна:
Попробуйте сейчас чуть отстраниться, представить свои стихотворения и себя с ними, но в роли, скажем, критика, обозревателя. Чего им не хватает, на Ваш строгий взгляд?

Светлана:
Отстраниться от своих стихов мне достаточно сложно, но попробую сформулировать, что именно я ощущаю сейчас. Я в очередной раз выросла из себя прежней. Это касается – и техники, и языка. Есть определённое чувство неадекватности формы. Но, может, это просто следствие отсутствия нового содержания. Надеюсь, что оно накопится, а вслед за ним – появится и всё остальное.

Лилианна:
Да, я Вас понимаю, это как периоды адаптации. А что из себя, в целом, представляет лирика Светланы Холодовой?

Светлана:
Ей-богу, не знаю. Может, попытка осознать, что такое мир и в каких отношениях я с ним состою?

Лилианна:
Может быть. Сложно было отвечать на вопросы?

Светлана:
Вопросы были интересные, спасибо большое, что именно такие.

Лилианна:
Абсолютно не за что, по ходу беседы я в очередной раз удовлетворяла своё любопытство и вопросы были спонтанны. Какое впечатление произвёл Verbatim, когда вошли впервые?

Светлана:
По поводу сайта – первое впечатление приятное, но чтобы сказать больше, надо познакомиться с ним получше, а я прочитала только 3 интервью. Планирую возвращаться по мере сил и возможностей, мне интересны люди вообще, а творческие люди – тем более. Поэтому большущее спасибо за возможность узнать их получше.

Лилианна:
Иногда всё это важно слышать, Светлана, спасибо, всё внимающее, внимательное, критическое или поощрительное – даёт какой-то стимулирующий эффект, близкий к вдохновению.

Пожелайте что-нибудь читателям будущим и постоянным и тем, кто прочёл нашу беседу, давайте завершим её на стихотворной ноте?
А я, в свою очередь, желаю Вам волшебных осенних мгновений – светлых и, по возможности, счастливых.

Светлана:
Читателям – гостям сайта и читателям вообще желаю много счастливых минут от обретения новых замечательных стихов и возвращения к старым!
А закончу, с Вашего позволения, одним из своих любимых:

***
Слово тянется к слову,
лежащее в глубине строки,
тянется к небу, хлебу, воде, любви, теплу,
слуху, голосу, памяти, движенью чьей-то руки,
ветру, удаче, ласточкину крылу,
силе отлива, что силой прилива станет вновь,
вечности, спящей на дне песочных часов,
мышце, что гонит по жилам жизнь, толкая кровь,
перевесу встреч над грузом разлук на чашах стихов-весов.


P.S.

Лилианна:

Моё ощущение после нашей беседы со Светланой – что-то доброе светлое, как и она сама, улыбающееся по-дружески, сродни солнечному осеннему дню.
Спасибо за внимание, до новых встреч в Verbatim.



© «Verbatim» (Поэтическая Гостиная), Сентябрь, 2010

Антология | Добавил: Лилианна (27.09.2010)
Просмотров: 3007
Всего комментариев: 2
 
2  Паша Поворотов    [Материал]
Всегда заглядываю в Гостиную с некоторым предвкушением достойного чтива. "Чтиво" - здесь, безусловно, положительная и взрослая характеристика...Понравились 3 стиха подряд: "Навстречу", "Где дней декабрьских острый почерк" и "И уйти словно прадед с берданкой". Улыбнулся вдруг - может это Лили так их расположила - как будто осень, потом ранне-зимнее и уже...поздне-зимнее - родное и далекое... и по времени и по ощущению пейзажа...
Остановила взгляд фраза Светланы (как ответ): "Поэзия в такие дни помогает держаться на плаву. Самой пишется мало, читается – тоже, но всё прочитанное воспринимается гораздо острее" Может это не только про осень :) - а вообще, про нашу нынешнюю усложнившуюся и летящую жизнь, а? Кто знает...

 
1  Лёля    [Материал]
знаете, Светлана, настолько легки и мелодичны Ваши стихи,
что, зачитываясь, не возникает никаких вопросов,
погружение настолько приятно, что не боишься утонуть...

---
спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антология
» т.XXIV – Михаил Юдовский «Я шатаюсь по свету»
» т.XXIII – Мариян Шейхова «Какая алая печаль...»
» т.XXII – Евгений Тищенко «Душа, соедини меня с земным...»
» т.XXI – Руслан Шувалов «Кто и с чем уйдёт за горизонты...»
» т.XX – Юрий Устюжанин «Обрывки писем»
» т.XIX – Лада Миллер «Оглянись и посмотри...»
» т.XVIII – Геннадий Ермошин «И Господь, наконец, нас прочтёт...»
» т.XVII – Светлана Холодова «Бубенец беспокойной звезды...»
» т.XVI – Элла Крылова «Настоящее»
» т.XV – Валерий Сорокин (Лер) «И, кажется что это – только сны...»
» т.XIV – Александр Маркин «Проверенное временем клише»
» т.XIII – Игорь Царёв «Целебная музыка строк»
» т.XII – Виктор Брюховецкий «Приближая к земле»
» т.XI – Людмила Некрасовская «Поэзия – не сумма строк, а высший пилотаж эмоций...»
» т.X – Виктория Роше «Я знаю свою миссию»
» т.IX – Олег Горшков «Иллюзия Полёта...»
» т.VIII – Виктор Гаврилин «Одиноко упорствует чёрная птица...»
» т.VII – Наталья Голомысова «Сухой полёт полуденной полыни...»
» т.VI – Людмила Свирская «Прошлой жизни эхо...»
» т.V – Марина Павлова «Post Scriptum»
» т.IV – Виктор Гаврилин «Ничего я с собой уносить в темноту не желаю...»
» т.III – Ян Бруштейн «За кадром»
» т.II – Людмила Шарга «Грешна... Пишу»
» т.I – Мариян Шейхова «Проводи меня, Солнце...»
Закладки
» Поэзия.ру

» Рифма.ру

» Стихи.ру

» Минуты Поэзии

» Топос

» 45-я параллель
Verbatim
Verbatim. Слово в слово