» т.VII – Наталья Голомысова «Сухой полёт полуденной полыни...»
Так получилось, что уже во второй раз мой гость, а вернее – моя гостья, отправляет заявку на авторство в то время, когда я готовлю материал – в том вижу добрый знак.
И без долгих предисловий представляю всем вам очаровательного автора Стихиры, а отныне, надеюсь, и автора Минут Поэзии – Наталью Голомысову.
Духовные и жизненные ценности со временем так или иначе претерпевают изменения: что-то дешевеет, что-то дорожает, что-то напрочь искажается в умах и сердцах людских – это неизбежно, это важно и это нужно. Но вряд ли время способно исказить наше представление о Красоте. О, я молчу о ракурсах и взглядах, о традициях и течениях, о точках зрения, о спорах, вызванных чисто субъективным подходом, нет, я говорю о Красоте Единой, той, которая присутствует в каждом, той, что так или иначе – огромная часть мировосприятия нашего, той, которой немыслимо важно делиться, чтобы жить и радоваться жизни, чтобы воспитывать чувство её в других, той, которую следует приберегать для себя, чтобы самосовершенствоваться. Красота. Она жизнетворна, миротворна. Она – Вдохновение. Она – созерцание и созидание. Мыслите ли вы себя без неё? Я – нет. И часто, очень часто, не задумываясь, ставлю знак равенства между Поэзией и Красотой; поставленный, этот знак естественен и совершенно не вызывает вопросов, наоборот, недоумение вызывает его отсутствие. Поэзия = Красота. Со всеми оттенками её от самых ужасных и болезненных до прекрасных и запредельных. Чем можно поразить Читателя? – Красотой. Чем можно его привязать? – Красотой, не поддельной и неестественной, а ненавязчивой и простой, даже, если хотите, привычной, будничной. Потому что, передавая Читателю Красоту, вы передаёте ему ещё и умение её разглядеть, расчувствовать, восхититься и даже посмеяться над тем, что он жил столько времени и не замечал её, а она была рядом. Была, Есть и Будет.
Поэзия Натальи Голомысовой по-настоящему красива, красива искренне и светло, грустно и безнадёжно и я, читая, буду всякий раз ставить знак «равно» между её стихами и Красотой, женской, женственной, глубокой, мудрой, вольной и ясной, тайной и едва очерченной. Потому что вместе с нею она передаёт так много себя, своего неравнодушия и своего желания улучшить мир, сделать его добрее и красивее. «Нужны ли Вам мои стихи?..» – вопрошает Наташа. – Нужны! – и я верю, что все, кто пролистнёт очередной томик Поэтической Гостиной – присоединятся к моему столь столь сердечному отклику-ответу.
Знакомьтесь, сегодня в Поэтической Гостиной – поэт
1. Укатали Сивку Да крутые горки, Посулили сливки, А швырнули корки. Гнётся терпеливо Под обрывом ива, В речке горе топит, Речка горе копит. Счастье поманит, Снова заболит, А на эту боль, Не бинты, а соль.
2. Сухой полёт полуденной полыни... Последний круг и в руку – сдаться, сничь, Гостить в горсти, а сумерки нахлынут – Одной во тьме заброшенность постичь. Зелёный мир дневного безрассудства Остывший луч последний отзовёт, Настанет время медленно разуться, Освободить ладони от забот.
...Легко грустить одной на старой даче, Где окна – в небо, двери в тёмный лес, Там многое представится иначе, Расслышан будет самый тихий всплеск, Раскрыты лица маленьких предметов, Мне б век водить в лукавой их игре, Что нам, сбежавшим, бури и кометы, Известия, сквозящие извне. Всё дальше в глубь (глазок ребенка близок), До теплоты, до самых тайных мет, Украдкость сердца – обретённый признак, Итог борца, сошедшего «на нет». Зима псалом затянет листьям прелым, Устроит вьюг смятенье во дворе, Как при дворе круженье белых фрейлин, И чистой ляжет – поля акварель. Так доживу я в бережном согласии Природы, книг, вечернего огня До пониманья счастья и несчастья – Двух неразлучных ликов бытия, Звезду назначив точкою отсчёта... Но вдруг в разлом (как крепок Божий свод!) Вторгается предчувствие полёта, В ручных часах кончается завод, И дирижер возносит руки к небу, Дрожит оркестр, нацеленный к прыжку, А наверху смычок поёт победу, Оживший нерв закручивая в жгут, Задышит слабый корень в монолите, И станет, наконец, реальным час, Когда придёт ценитель и целитель, Моё возьмёт, а всё своё отдаст. ...Сухой полёт полуденной полыни...
Ах, какая осень наступила...
Ах, какая осень наступила... Светлыми дождями окропила, И впервые свеж за много лет Осени вечерний полусвет.
Тихий шелест песни листопада, Скромное восшествие из ада Раскалённых улиц, площадей, Брани обезумевших людей.
Полыхают листья, поглощают Память нашу, в краски обращают. Ветер носит эти письмена, В них раздельны наши имена.
Ах, какая осень наступила... Тишина под окнами застыла, Синева раскрывшегося неба Холодна, как утренняя нега.
Но проходят в лиственном потоке Даже эти медленные сроки. Поглотил далёкий горизонт Птиц последних стройный гарнизон.
Осень незаметно отступает – Вьюга на дежурство заступает, Всё сильнее пахнут белым снегом Шторы утром, скатерть за обедом.
Вот уже совсем обнажены Веточки на ветвях и стволы, Как в глубокой мгле рентгенограммы Мир представлен брошенным и странным.
Ближе, ближе время расставанья, Но ещё вольны мы расстоянья Между нами окончательно убрать, В злые игры больше не играть.
Перед нами белое пространство, Перспектива тихого убранства, По сравненью с ним исходит жаром Осени последняя держава.
Чёрная фея, фиалка, фонтан...
«Чёрная фея, фиалка, фонтан...» Таянье фосфорно-медленной ткани. Белая ночь уведёт от страданий Вверх по чугунно-органным мостам.
Тот полусвет – для таинственных дам С ликом, опущенным в ночь-привиденье, Как обязательно их приведенье Через хоралы к трамвайным звонкам.
«Чёрная фея, фиалка, фонтан...» Старое детство поёт заклинанье, Лунная прорезь крадётся за нами, Лунный дозор – ты напрасный обман.
Долгих столетий остывший туман Спит над невольницей вечной, Невою, Сны разомкнутся, и станет дневною «Чёрная фея, фиалка, фонтан...»
И разбредутся по чистым листам Прошлого века гордые тени. С них и начну я своё восхожденье По петербургским, высоким мостам.
Марине Цветаевой
Глазам твоим девяносто четыре года, Спасать ушедшим в себя, Где все мы стоим, единого духа, рода, Одно, родное дитя. В тебе стоглавыми соснами вырастая, Горячей горчим смолой. На свет не пленников – путников отпуская, Алтарный хранишь покой. В имя твоё – рука в руку, в глаза глазами, А имя моря полней, И поминаем, и понимаем его на самом Высоком своём холме. А в переулке святых Бориса и Глеба Плывёт, плывёт твой корабль, В изгнание, странствие или просто в небо, Туда, где не смеют карать. Сентябрь... и робких рябин чуть слышная тризна, Из них которая – та? Как больно любовь, когда из-под ног Отчизна, Зажатым горлом глотать.
...Легли от спящих домов тяжёлые тени, Холодный ветер подул. Всю ночь кружат листы над Москвой осенней, К утру на землю падут.
1986 г.
Бесстрашен мой высокий сан
Бесстрашен мой высокий сан, Приемлю жизнь в огне условном, Мне в одиночестве просторно, Я исповедуюсь лесам.
К утру за брошенностью рощ Прощально лебеди кричали, А две свечи горят венчальных, И умирает в окнах дождь.
Мне ближе самых близких трав Святая обнажённость неба, Его хоть раз коснуться мне бы, Чтоб остудить свой гордый нрав.
В какую пропасть этот взлёт? Там не состариться летами, Над лесом ласточки летали, И покаянно таял лёд.
Какие руки у любви? Тиски, увитые цветами. И груз отложенных свиданий Не оборвался, если б Вы...
Какие руки у любви? Петля душистая на шее Великодуший и прощений, Вы так ответить не смогли…
Какие руки у любви? Колец не сбывшаяся плавность, И по лицу с размаху – правдой, Торжествовать сумели Вы...
Бесстрашен мой высокий сан, Приемлю жизнь в огне условном, Мне в одиночестве просторно, Я исповедаюсь лесам...
Нужны ли Вам мои стихи?
Нужны ли Вам мои стихи? Их нити тоньше паутинных, Но возвратят невозвратимых Зарядом маленьких стихий...
Лилианна: Здравствуй, Наташа. Рада тебя приветствовать здесь, у нас. Наконец, хождения мои вокруг да около твоей странички сложились в некий набросок беседы и я буду рада, если ты мне поможешь, дополнишь словесно-душевными штрихами портрет тебя, как человека и тебя, как человека творческого.
Наталья: Здравствуй, Ли.
Лилианна: Часто замечаю, что к поэтам всегда идут от стихов, полагая, что стихи способны многое о своём создателе поведать и, стало быть, интерес к стихам прямо пропорционален интересу к автору, что думаешь ты, Наташа, согласна – не согласна?
Наталья: Да, стихи – зеркало души. Они открывают душу пишущего, даже без его, на то, согласия. Много неискренних стихов. Пишут на «ранимые» темы очень «правильными» словами, и даже образность их может быть оригинальной, и поэтика присутствует, но что-то выдаёт фальшь человека. Может быть, какой-то пафос излишний проскользнёт, утрированность, нелогичность. Достаточно даже в лёгкой форме намёка на это. Себя, вообще, трудно скрыть, а особенно в таком тонком деле, как поэзия.
Лилианна: Поэзия – дело, действительно, тонкое, тонко-зеркальное... А душа при этом, Наташа? Важно ли, чтобы прекрасные стихи создавала прекрасная же душа?
Наталья: Ли, важно, чтобы душа была прекрасной, вне зависимости – пишет она стихи или нет. Это обязательное условие. Исправление, воспитание души – это смысл пребывания человека в земной ипостаси. Что касается прекрасных стихов, думаю, что их способна создать отвратительная душа. Ведь прекрасные талантливые слова – это ещё не значит правильность мышления, «мышление-свет». Это может быть талантливое и от того сильно разрушающее «мышление-тьма».
Лилианна: Согласись, что талантливый ужас тоже в чём-то прекрасен (я, конечно, не в глобальных масштабах, а чисто о поэзии, о литературе). Какой ты Читатель? Я примерно знаю, конечно (улыбаюсь), что ищешь и что находишь в стихах?
Наталья: Что касается моего отношения к стихам, то больше всего я не выношу скуку, заштампованность в стихах. Скучные стихи, даже если они правильные и написаны хорошим человеком о хорошем, вызывают раздражение. Стих – это слово, воздействие. Даже «плохой, чёрный» стих, если он талантлив, способен меня заинтересовать (всё зависит от силы воздействия), и его я внутренне поставлю выше скучного правильного стиха. Не я сама, а оно само так поставится. Подобное «талантливое, чёрное» творчество вызывает у меня сожаление о человеке, внутреннюю надежду и пожелание на его исправление, «выздоровление» и – уважение. Не могу не уважать талант! Талант это категория всё-таки – от Бога. Я всегда ищу в стихах простоты. Но не простоты темы, а простоты изложения, а это в первую очередь значит – точность слова. Стих – это маленький спектакль. Он должен быть выстроен грамотно, с воздухом, с пространством. Нельзя заполнять его кашей не уживающихся друг с другом слов. (В музыке это называется «грязь»). Первое правило стихосложения – это ни одного лишнего слова. Лучше лишняя пауза. Очень ценю оригинальность, неожиданность, нестандартность в стихе. Вообще, (не только в стихах) очень люблю красивую мысль, даже если она неверная, и я это знаю заранее. Просто мне доставляет удовольствие идти по её логическим ходам и смаковать все обозначенные в начале этого абзаца эпитеты. Я красоту ставлю выше истины. Заметь – истина с маленькой буквы, т.к. это МОЯ истина, и это – меняющееся понятие, продукт длительного периода МОЕЙ жизни. Почему красота выше истины? Да потому, что то, что сегодня я считаю истинным, завтра может превратиться в неистинное и возникнет уже новая, другая истина. Горизонт, кругозор, жизненный опыт мой расширяется. Понятие красоты у меня тоже меняется. Но этот процесс (моих отношений с красотой) МЕНЕЕ ДИНАМИЧЕН. Наше познание мира в сущности сводится к познанию Истины (с заглавной буквы), т.е. функция стремится к своему пределу (к познанию Истины), принимая временные значения маленьких переходных истин. Познание настоящей Истины означает – Уверовать (а значит и конец твоему земному пути). Вот по такому принципу можно разделить всех людей на поэтов и не поэтов, по принципу выбора «что выше – красота или истина».
Лилианна: Кажется, я очень угадала с вопросом ибо за каждой буквой твоего ответа вижу долгий пылающий след. Вижу! Спасибо, Наташа, за подробный и неоднократно обдуманный ответ, а как ты думаешь, исходя из уже спрошенного-рассказанного, могут ли стихи быть ширмой или вторым «я»? Наталья: Ли, не знаю, наверное – да, если человек пишет стихи с определённой (корыстной) целью, или хочет жизненного разнообразия, выдумывая себя другим человеком с помощью стихов, хотя это может означать как раз, что в жизни он другой, а в выдуманном – настоящий.
Лилианна: Плохо себе представляю корысть в поэзии, разве подумать о рейтинговых гонках и всяких сайтостатусах? Кто-то этим живёт, да. Ну, да ладно... На самом деле – это всё грустно. Может быть, расскажешь что-нибудь о своих первых детских воспоминаниях: с каким городом, людьми, событиями они связаны? Скажем, один день (вечер) из прошлой жизни?..
Наталья: Мне не хочется писать о детстве, вспоминать, потому что это всё было не моё – семья, страна, природа. Я всё терпела (спасало моё постоянное всепредметное творчество и, конечно же, КНИГИ, самые лучшие книги были мной прочитаны в детстве, спасибо ему за это). Я не люблю лес, реки, поля, зелень (когда её много). Вообще, не люблю зелёный цвет. Моя страна – это Египет (конечно древний). Думаю, что генетика такова, что мои предки по женской линии были жрицами в храмах Бастет (ведь я так обожаю кошек!). Люблю песок пустыни, раскалённое солнце, белые нагретые камни-плиты под ногами, трепещущую от тёплого ветра ткань просторной, тонкой одежды, надетой прямо на голое тело (чтобы чувствовать её кожей), синее небо, синее море. Белое с синим. Цвет Эллады. Высокие колонны, гигантские гипостильные (чем не замена лесу?) – залы храмов, и в них шорох моих одиноких шагов. Из детства воспоминание: лежу весной в огромном подтаявшем сугробе, смотрю на ледяные дворцы с галереями, переходами, залами, сверкающие на солнце. Я, особенно в детстве, духовное ценила выше материального, поэтому была худенькой. Самостоятельно в детстве пришла к Богу. Придумывала свои собственные ритуалы и молитвы. Завораживала таинственность Мира. Я в детстве, я в молодости и я сейчас – три абсолютно разных женщины.
Лилианна: Вернувшись в начало беседы – «стихи – зеркало души», теперь твои стихи, наложились аккуратненько и точно на твой рассказ, стали более объёмны (да-да). Музыка, конечно... Как я могла забыть о твоём увлечении ею. Наташа, а что получается, если встречаются (сталкиваются, срастаются) музыка и поэзия?
Наталья: Наверное, получается коктейль и его вкус и сила воздействия на мозг зависит от качества соединённых ингредиентов, а также от их сочетаемости. У музыкантов есть такое понятие – «вкусная музыка», что значит – прекрасная музыка.
Лилианна: Побольше вкусной музыки всем твоим нервно-сердечным и слуховым окончаниям. А где ты чувствуешь себя уютно и сверхкомфортно и какая тебе нужна атмосфера (а также посыл, повод, знак и т.п), чтобы писались стихи?
Наталья: Ли, уютно и сверхкомфортно я чувствую себя в своей спальне, я её сделала по своему вкусу: белая мебель, много зеркал, розовый цвет. Все это дополняют 3 мои кошки (чистенькие, ласковые, разные) и любимая музыка. Мне страшно выходить на улицу, в метро. У людей абсолютно чёрные лица, в глазах либо агрессия, либо депрессия. Москва сейчас – отстойный город.
Атмосфера как посыл, импульс к написанию стиха. Больше всего мешает рождению стиха – подавленность. И как с этим бороться (в себе) – не знаю. Вокруг столько боли, смерти, несправедливости, жестокости. В такой атмосфере я не смогу чувствовать себя счастливой, даже при наличии огромного личного счастья. Почти совсем исчезло желание и стремление к эстетике. Сейчас она мне кажется какой-то лишней в моей жизни... в этой жизни.
Лилианна: Грустна и далека от прекрасного реальность и обыденность, потому свернём снова поближе к духовному, если ты не против. Рубрик и тем множество, тебе и твоему читательскому настроению нужно в первую очередь деление по именам (авторов) или по темам (пейзаж, любовь, патриотизм)?
Наталья: По авторам. Ведь хорошие стихи всегда бывают о многом, о разном, если не обо всём.
Лилианна: Если я в поиске имён, то отправляюсь в раздел пейзажной лирики, а если – стихов, то в список «избранные авторы» (улыбаюсь). Этот вопрос волнует многих, Наташа, в том числе и меня: Интернет для Поэзии добро или зло? Наталья: Однозначно – добро. Кто бы узнал наши стихи, если бы не Интернет. Куча графоманских стихов – не помеха. Свои находят своих, подобное притягивает подобное. Да и для графоманов хорошо. Занимаются хорошим делом – сочинительством. Интернет дарит нам как бы ещё одну жизнь – параллельную. Иногда в этой параллельной жизни мы можем побыть другими, иметь параллельных друзей, более искренние отношения, быть более открытыми, настоящими, любыми. И это здорово, твоё существование расширяется ещё на одну единицу.
Лилианна: Ты права, но негатив в души, увы, всё больше и чаще проникает и через провода-сети, но везде есть свои «но» – лишний раз горевать или сокрушаться – лишь тратить время. Чего бы тебе хотелось коснуться ещё в этой жизни? Чем заняться? Какую книгу, например, мечтаешь прочесть?
Наталья: Очень бы хотела знать языки давно ушедших древних цивилизаций: египетскую иероглифику, демотическое и иератическое письмо, энигматику, шумерскую, вавилонскую клинопись, синайскую письменность, язык и письменность американских индейцев, индийское слоговое письмо и т.д. и т.д., чтобы прочитать все найденные и сохранившиеся источники. А вот, до сих пор нерасшифрованные письменности: Ронго-ронго (исчезло в конце XIX века); Библское письмо (сер. II тыс. до н. э.); Фестский диск (сер. II тыс. до н. э.); Письменность долины Инда (протоиндское, или хараппское письмо сер. III тыс. до н. э.); Троянское письмо (предположительно? Линейное письмо А) (сер. II тыс. до н. э.); Кипро-минойское письмо (исчезло в конце II тыс. до н. э.); Письменность Каролинских островов; Кипу инков (исчезло в 17 веке); Токапу инков (исчезло в 17 веке).
Лилианна: Стремись, пусть сопутствует и удача, и жизнь располагает к тому... Какая фраза, озвучивает, определяет тебя, как Женщину?
Наталья: «Мне ужасно не нравится моя внешность!»
Лилианна: Какая ты зимой?
Наталья: Раньше – в мехах, ароматно пахнущая духами, сейчас – нет. Меха больше не ношу – жалко зверюшек, да и зим совсем не бывает.
Лилианна: Ты уже полуответила вскользь, но всё-таки: ты счастлива?
Наталья: Нет. Не могу быть счастливой в мире, где ежесекундно страдают и умирают дети, животные и просто хорошие люди. Я не могу этому противостоять, это непоправимо. И ещё, потому что мало знаю, а мало знаю, потому что не располагаю инструментами к познанию. Чтобы знать – надо читать первоисточники. И ситуация эта также безысходна.
Лилианна: Жизнь – это ... ?
Наталья: Жестокая «штука», детей надо с детства учить мудрости.
Лилианна: Сложно было отвечать на мои вопросы?
Наталья: Интересно отвечать на неожиданные вопросы, это систематизирует твои представления о себе, о жизни, ведь напишешь одну строчку, а при этом думаешь, вспоминаешь долго и о многом.
Лилианна: Если бы у тебя была возможность и ты знала при этом, что тебя слышат сейчас абсолютно все Твои Настоящие и все возможные Будущие Читатели да и просто люди, что бы сказала им, положа руку на сердце?
Наталья: Будьте внимательны и милосердны друг к другу!
Лилианна: Спасибо, моя хорошая, за стойкость и откровенность. За то, что ты просто есть... Я завершу нашу беседу твоими строками:
Я отказалась от зимы, Мне в тихом снеге отказавшей, На голый город грудью павшей, Завоевательницей тьмы.
И я пустилась в перелёт В заморский край замерзшей птицей, Пусть лето медленное длится, Творя теченья тёплых льгот.
Теперь живу я между дней, В луною заданном пиано, Среди приливов океана, На дне потушенных огней
Здесь для меня пустынен пляж, И пальм тревожны опахала, Я долго осень выдыхала В иссине-солнечную блажь.
Спасибо всем за неравнодушие, спасибо за добрые слова, мне очень приятно, что у нас такие отзывчивые авторы и читатели, спасибо тебе, Наташа, хороший томик получился. А продолжения - будут обязательно.
Как всегда, Лиля, очень понравилась беседа, спасибо! Очень понравились стихи Наташи: тонкие, нездешние, изысканные, но при этом - взахлест, до донышка. Будьте счастливы - во всяком случае, постарайтесь...
Наташа,спасибо за стихи.В стремлении объять необъятное-глпвное не конечный результат,а само начало,т.е.стремление к этому.Ведь счастлив не тот кто достигает цели,а идущий к ней(так я мыслю).То есть - поэзия-это всегда движение к прекрасному и непостижимому.У Вас это есть и я очень рад знакомству с Вами.
Я в восхищении. Очень красивая беседа! Музыкальная, я бы сказал. На высоте и Лилианна, и Наталья. Лили, ещё раз повторю - ты умница, респектище тебе огромный за эту рубрику!
Стремления и сущность несколько разнятся, мне кажется, Вы, Наталья в стихах - совсем земная (ни в коем случае не путать с приземлённая!), в желаниях - потусторонняя, мей би, данные стихи и озвученные мысли по времени не совпадают?.. Хотя, читал внимательно, стихи действительно красивы и женственны, пусть живут и дышут вольно. А Наталье хочется сказать: не замыкайтесь в себе и не зацикливайтесь только на чёрных тонах этой жизни, цените моменты, они, безусловно, есть. Пусть достанет сил сделать всё, стать причастной ко всему, чего хочется и даже изменить мир, хотя бы своим чувством красоты.
Спасибо за знакомство, за возможность присутствия в такой в общем-то приватной беседе.
Огромное спасибо Лилианне и Наталье за замечательную беседу... Не покривлю душой, если скажу, что после таких материалов начинаешь гораздо лучше понимать авторскую Поэзию... ведь она неотделима от Личности автора...
Наташа, ты молодец! Балдею от твоего... застенчивого оптимизма. Насчет параллельной жизни в инете — это ты хорошо сказала! Но знаешь, в чем ты заблуждаешься: в молодости, зрелом возрасте и теперь (конечно, снова в молодости) ты изменилась очень мало, в сущности, ты - та же. И это здорово! Ну, а об остальном - при личной связи. Удачи тебе и твоей ви-за-ви!
Дорогие Лилианна и Наташа! Спасибо вам за диалог, за красоту, за откровение, за высокое звучание тихого светлого слова. За веру в то, что Красота спасает мир... С теплом и уважением